Основана мудрецом Капилой (VII-VI вв до н.э.) которого так сильно уважали, что в Мхабхарате.12.3.341 называют «сыном Брахмы», а в БГ Кришна говорит «из блаженных я муни Капила». Его труды не сохранились. Ранний из доступных текстов – «Санкхья-карика» Ишваракришны (III в до н.э.).
Школа ориентирована на перечисление элементов космоса в их становлении от первоначал до всего многообразия мира объектов. Исходные идеи учения:
о наличии следствия в причине;
это приводит к поиску первопричины;
к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.
Дуализм санкхьи. Санкхья приходит к выводу о существовании двух независимых друг от друга реальностей:
Пракрити – бессознательный источник мира объектов, лишённый сознания
Пуруша – не объективируемое сознание, познающее Пракрити. Трансцендентальное Я или чистое сознание. Пуруша не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. Санкхья учит о множественности Пуруш.
Пракрити состоит из трёх гун:
Саттва – основа разума, характеризуется тонкостью, лёгкостью, светом и радостью
Раджас – основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием
Тамас – основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой
Когда гуны в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием Пуруши равновесие гун нарушается, начинают образовываться различные комбинации, что порождает мир объектов.
Санкхья делает своей целью помочь освободиться человеку от хитросплетений Я и не-Я. Чтобы Пуруша мог получить освобождения санкхья предлагает заняться подробным анализом 25 таттв. Таттва = суть, сущность, основание. Следствием анализа является понимание Пурушей отличности от Практики.
Вначале во вселенной нет ничего, кроме Пуруши и Пракрити. Пракрити существует в аморфном состоянии (авьякта). Пуруша воздействует на гуны, из которых состоит Пракрити, изначальное равновесие гун нарушается, инициируется творение, в результате которого появляется мир существ и предметов – учение о пуринаме. Учение о паринаме – развитии и трансформации практики = процесс творения:
Пуруша
Восемь пракрити (изначальные элементы)
Авьякта (субстрат) – недифференцированная Пракрити, только производит, но сама не произведена
Аханкара (аха = я, кар = делать) - эго, ошибочное понятие того, что Я есть то, что в действительности не-Я = ложное отождествление. В зависимости от интенсивности влияния гун 3 состояния эго: вайкарика, тайджаса, бхутади.
5 танматр – потенции звука, осязания, цвета, запаха и вкуса. Это не то, что слышимо и видимо (объекты), и не то, что слышит и видит человек (органы чувств), но содержит возможность и того и другого.
Шестнадцать викар (модификаций, видоизменений = 11 органов чувств и 5 махабхут):
5 буддхендрий (органов восприятия) - ухо, кожа, глаза, язык и нос
5 кармендрий (органов действия) - язык, руки, ноги, орган выделения и орган размножения
Манас (центральный орган или ум) – соприкасается с чувствами, преобразует чувственные импульсы в определённые ощущения с конкретной – положительной или отрицательной оценкой воспринятых объектов. Ум принимает и отвергает.