Главная > Йога > Материалы > Йога в схемах > Философии Санкхья 25 таттв

Философии Санкхья 25 таттв

Составитель: Киселёв Алексей

Основана мудрецом Капилой (VII-VI вв до н.э.) которого так сильно уважали, что в Мхабхарате.12.3.341 называют «сыном Брахмы», а в БГ Кришна говорит «из блаженных я муни Капила». Его труды не сохранились. Ранний из доступных текстов – «Санкхья-карика» Ишваракришны (III в до н.э.).
Школа ориентирована на перечисление элементов космоса в их становлении от первоначал до всего многообразия мира объектов. Исходные идеи учения: Дуализм санкхьи. Санкхья приходит к выводу о существовании двух независимых друг от друга реальностей: Пракрити состоит из трёх гун: Когда гуны в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием Пуруши равновесие гун нарушается, начинают образовываться различные комбинации, что порождает мир объектов.

Санкхья делает своей целью помочь освободиться человеку от хитросплетений Я и не-Я. Чтобы Пуруша мог получить освобождения санкхья предлагает заняться подробным анализом 25 таттв. Таттва = суть, сущность, основание. Следствием анализа является понимание Пурушей отличности от Практики.

Вначале во вселенной нет ничего, кроме Пуруши и Пракрити. Пракрити существует в аморфном состоянии (авьякта). Пуруша воздействует на гуны, из которых состоит Пракрити, изначальное равновесие гун нарушается, инициируется творение, в результате которого появляется мир существ и предметов – учение о пуринаме. Учение о паринаме – развитии и трансформации практики = процесс творения:

Источники:

  1. А.С.Тимощук, И.В.Шавкунов, С.А.Матвеев "6 систем индийской философии", Москва "Амрита-Русь", 2015
  2. Макс Мюллер "Шесть систем индийской философии" Москва "Искусство", 1995